Рудгормаш сегодня и завтра

История предприятия

Согласно документаль­ным материалам Центрального государ­ственного архива народного хозяйства СССР в июле 1939 года на территории современного  «Рудгормаша» в рамках плана капитального строительства Народного ко­миссариата чёрной металлургии СССР на­чалось строительство оборонного завода Главкокса, который назывался «Спец-2».

К началу 1941 были построены здания котельной, ком­прессорной станции, пожарного депо, центральной лаборатории, центральной подстанции, санпропускника, корпус механическою цеха, заводской клуб,  и десять двух этажных домов для будущих рабочих.

В августе 1939 года на заводе была создана пар­тийная организация, а уже  весной 1941 года на строительстве завода уже работало более 1 300 человек: 630 строителей и 700 человек из прикомандированной строитель­ной воинской части.

К июлю 1941 года строительство пред­приятия было практически завершено.  Но 22 июня грянула Великая Отечественная война. Военных сразу отправили на фронт, а более полови­ны строителей, возводивших предприятие, в первые же 3 дня войны ушли добровольцами защищать родину. Когда враг подошёл к Воронежу, оборудование и сотрудники предприятия были эвакуированы в Кемеро­во, а все материалы переданы на строитель­ство оборонных укреплений. В возведённых заводских корпусах разместили армейские склады и мастерские тыловых частей. Из уже завезённых на завод труб сделали стволы миномётов. Под бомбёжками и артобстрела­ми  работали ремонтные мастер­ские на территории нынешнего «Рудгормаша», возвращая в строй военную техни­ку, требовавшую ремонта. День и ночь приходили и отправлялись грузы, необходимые фронту. Так, завод вносил свою лепту в дело победы над врагом. После того как правый берег Воро­нежа заняли немцы, на территории завода закрепились части 40-й армии, которые защищавшей наш город.

В конце сорок четвертого года на завод прибыла Комиссия Нарко­мата черной металлургии во главе с начальником главного управле­ния машиностроения Александром Павловичем Маковеевым. Ко­миссия осмотрела территорию, полуразрушенные здания и приня­ла решение — быть здесь машиностроительному заводу. 15 ноября 1945 года в соответствии с приказом Наркомата на месте завода «Спец-2» Главкокса началось восстановление и строительство новых цехов Воронежского машиностроительного завода «Главмашчермета».

Задача была поставлена конкретная — в короткие сроки на ме­сте полуразрушенных корпусов восстановить (а по существу — пост­роить заново) завод совсем иного профиля.

Осенью 1947 года в еще не достроенном  механосборочном цехе были установлены и запущены первые 22 металлорежущих станка. Завод строился, но уже давал продукцию - ваго­нетки для обжига кирпича.

Осенью 1948 года были в основном завершены восстано­вительные работы. Заработали литейный, кузнечный, ремонтно-механический и транспортные цехи, модельное отделение, и  парокотельная.

3 января 1949 года появляется знаменитый приказ № I, который гласил:

«Согласно распоряжению Главного управления машиностроения металлургической промышленности СССР «Главмашмет» считать строящийся в Воронеже завод (бывшие мастерские базы «Вторчермет») действующим и выпускающим товарную продукцию». Директор завода Сулимов.

Заработала котельная, электрическую энергию получали уже по постоянной схеме от ВОГРЭСа, питьевую и техническую воду кача­ли из скважины. Вступила в строй компрессорная. Чугунолитейный цех перебрался в новое здание - начала выдавать литье электропечь.

К пятьдесят четвертому году машметовцы освоили и   выпустили 33 ви­да новых машин, причем некоторые — впервые в СССР. В частности, комбайн для глины и электролафет 67 СБ. А вообще, в это время завод выпускал, кроме печных вагонеток, лафеты, флотомашины, роликоопоры, толкатели, транспортеры, рудососы, допрессовочные прессы, электромагнитные ленточные сепараторы. Находились в процессе производства и освоения еще семь видов нового оборудования, в том числе и станки ударно-канатного бурения БУ-2, БУ-2Б, БС-1.

Рос и заводской парк технологического оборудования. За пять лет завод почти в четыре раза увеличил число станков.

С 1949 по 1955 годы объем промышленного производства вырос в восемь раз. «Машмет» освоил выпуск сложных машин — ажитаторов, допрессовочных прессов, наладил выпуск флотомашин «Механобр-5» и «Механобр-6», электромагнитных ленточных и ба­рабанных сепараторов. Машины отправлялись на экспорт (в социа­листические страны). И долгие годы завод получал заявки из-за ру­бежа на запасные части к машинам, изготовленным в те годы.

В 1952 на заводе началось производство перфора­торов ПА-23, пользовавшихся большим спросом. Расширяется ме­ханосборочный цех, строятся зда­ния термического и гальванического отделений в перфораторном цехе. Набирают силу вспомогательные цеха — ремонтно-строитель­ный, инструментальный, ремонтно-механический. Растет энергети­ческое хозяйство. Благоустраивается заводская территория. Полным ходом идет строительство жилья. Приняли новоселов завода дома, построенные в районе улиц Костромская и Волго-Донская. Строит­ся общежитие на 300 мест. Готовится к вводу детский сад на 120 мест.

В 1956 году директором завода становится Иван Григорьевич Юрьев.

Приход к руководству заводом Ивана Григорьевича сыграл положительную роль; завод включился в активную работу по техническому перевооружению горнодобывающей отрасли отечест­венной промышленности. Страна нуждалась в новой, более совер­шенной технике. Машметовцы освоили серийное производство от­бойных молотков, циркулярных вентиляторов для обжигательных печей, электровибрационных питателей. Производство буровых станков БУ-2, электромагнитных сепараторов, щелевых дробилок, редукторов было поставлено на поток.

Именно в это время было принято судьбоносное для заво­да решение: завод стал специализироваться на выпуске горно-обога­тительного оборудования.

Значение этого решения трудно переоценить: коллектив от мелкосерийного производства и выполнения единичных заказов пе­решел к выпуску серийной продукции. Это меняло ритм работы завода — специализация позволила коллективу выполнять большие заказы горнодобывающей промышленности.

Так, «Машмет» превращается в завод горно-обогатительного оборудования.

Весьма плодотворным оказался 1960 год. Завод досрочно вы­полнил годовой план, освоив выпуск циркулярного вентилятора. Коллектив начал строительство второй очереди предприятия. В том же году пришло и широкое международное признание — заказчика­ми продукции завода становятся Индия. Венгрия, Польша. Неу­клонно растет авторитет завода ГОО и на внутреннем рынке.

В конце 50-х годов завод приступил к осво­ению новой техники: сепараторов 2ВК-5В, трехбарабанных, однобарабанных, валковых электромагнитных сепараторов,  флотомашин «Гипрококс-57» для обогащения угля. К началу 1960 года на заводе было выпущено 100 новых сепараторов 167СЭ.

Большую победу одержали заводчане в 1961 году, завоевав первое место и переходящее Красное Знамя. Завод досрочно выполнил годовой план, дав в копилку области 690 тысяч рублей.

Еще в  1960 году на слуху было имя талантливого инженера Владимира Ивановича Мачулы. Появился Совет новаторов. Начался серийный выпуск самоходных вагонов. Вдвое выросло число экспортных поставок. В 1968 году около ста лучших рабочих завода получили право пользоваться личным клеймом качества. Первый выпуск сепаратора с магнитным полем и грохотом тяжелого типа.

Уже в 1972 году наступила эра Владимира Ивановича Мачулы в статусе генерального директора. Как говорят сослуживцы, отличительная черта - колоссальная работоспособность и умение четко видеть пути решения проблем. Мог найти подход к каждому, его знал каждый человек на заводе, никогда не кричал, он объяснял, как надо исправить ошибку. Впервые на заводе была внедрена система опережения изготовления узлов для выпуска машин. За годы девятой пятилетки выпуск продукции увеличился на 55,4%. Производительность  труда увеличилась на 51%. Внедрено 3236 рацпредложений с экономическим эффектом.

В 1985 году пятилетний план по темпам роста производства был выполнен на 140,5%.

Именно Владимир Иванович Мачула стал для Анатолия Николаевича Чекменёва  учителем с большой буквы. То, чему научил Владимир Иванович, осталось на всю жизнь и применяется даже сегодня. Это в очередной раз становится свидетелем того, что настоящие человеческие качества и отношение к людям вне времени  и обстоятельств.

Новым этапом в развитии завода стал переход к серийному выпуску самоходных вагонов ВС-10, ВС-15, ВС-20, ВСД-10. Эту работу коллектив проводил в 1964 году под руководством нового директора Леонида Николаевича Хрустачева и главного инженера И.Я.Хигера. Тогда же начинают возводить корпус ремонтно-механического цеха.

Освоение самоходной техники потребовало создания при кон­структорском отделе нового конструкторского бюро. Первым руко­водителем бюро был А.И.Головешкин, впоследствии его сменил В.С.Литвинов. Фактически эти люди стояли у истоков отечествен­ного горного вагоностроения, объединяя вокруг себя талантливых инженеров.

В 1965 году  освоили выпуск буровых станков СБШ-250, предназначенных для шарошечного бурения вер­тикальных и наклонных скважин диаметром 250 мм, глубиной 32 м. Работали эти машины на КМА (Белгородская область) и в Кри­ворожье.

Реформы, которые государство попыталось осуществить во второй половине 60-х годов, коснулись и завода ГОО. Руководство завода ориентирует коллектив на переход к новой системе планиро­вания и экономического стимулирования, на повсеместное внедре­ние в  внутри заводского хозяйственного расчета. На заводе начинает работать экономическая лаборатория, открываются курсы экономи­ческих знаний. Идет активное внедрение новой техники и новых технологий.

Тогда же впервые в СССР завод осваивает выпуск сепаратора с магнитным полем высокой интенсивности барабанного типа 230-СЭ и инерционною грохота тяжелого типа для сырых окатышей.

Следующие четырнадцать лет - с 1972 по 1987 годы - некото­рые заводчане называли эрой Владимира Ивановича Мачулы.

Правой рукой Владимира Ивановича Мачулы стал новый главный инженер завода Ва­дим Васильевич Ломтев. С приходом этих людей кол­лектив завода 14 кварталов подряд занимал первое место среди предприятий Министерства тяжелого, энергетического и транс­портного машиностроения, удерживая переходящее Красное Знамя министерства.

Начало 70-х - годы интенсивного развития предпри­ятия. Реконструкция завода в это время была связана с тем, что в горнодобывающей промышленности возросла добыча руды открытым способом. В связи с этим возникла необходимость переработки руд­ных отвалов на шахтах. Потребовались магнитные и электромагнит­ные сепараторы для обогатительных фабрик Кривбасса.

В декабре 1976 года сдана в эксплуатацию первая очередь кузнечного комплекса на 1300 тонн поковок и 3000 тонн штампо­вок в год.

В середине 70-х завод переходит к освоению и выпуску новых машин - бурового станка СБШ-320, сепараторов ПБМ-120/300, ПБСЦ-63/50.

Но главное достижение тех лет - пополнение станочного пар­ка завода принципиально новым оборудованием. В механосбороч­ный цех приходят станки с числовым программным управлением.

В конце 1976 года Приказом по Министерству было создано производственное объединение по буровому и транспортному оборудованию, в со­став которого вошли Воронежский завод горно-обогатительного оборудования (в качестве головного предприятия), Барвенковский машиностроительный завод «Красный луч», Криворожский завод горного оборудования «Коммунист», Поваровский опыт­ный завод.

В декабре 1981 года была сдана в эксплуатацию первая очередь сталелитейного цеха мощностью 4 тыс. тонн литья в год. В ноябре 1982 года государственная комиссия принимает в эксплуатацию вто­рую очередь комплекса сталелитейного цеха мощностью 12 тыс. тонн стального литья в год.

В 1980 году выпущен новый магнитный сепаратор для обогащения магнитной руды — производительностью до 400 тонн в час (ПБМ-150/400).

Произведена замена самоходного вагона 5BCI5 на новый мо­дернизированный 5ВС15М.

В июне 1986 года генеральный директор завода Владимир Иванович Мачула был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1989 году продолжалось освоение новой техники - выпуще­ны буровой станок СБТ-400МНР, грохоты инерционные ГИТ-42А, ГИТ-41Б, сепараторы – ПБМ 150/200, ПБС-90/100, ГТБМ-90/150, 4ЭВМ40/250А.

31 мая 1991 г. завод посетил  Председатель Верхов­ного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, будущий первый Президент Рос­сии.

В 1995 году предприятие получило новое наименование — Ак­ционерное общество открытого типа по буровому и транспортному оборудованию «Рудгормаш». Подчиняться «Рудгормаш» стал Рос­сийскому комитету по машиностроению. Форма собственности - частная. Основная задача — производство машин и оборудования для горных предприятий страны.

В июне 1996 года генеральным директором «Рудгормаша» ста­новится Анатолий Николаевич Чекменёв.

В результате переговоров в 1998 году компания Рудгормаш смогла подготовиться к участию в тендере мирового банка на поставку 34 буровых станков и выиграла его.

В 2000 году завод приступил к освоению производства колтюбинговой техники для ремонта нефтяных и газовых скважин «Уран-20» и «Уран-30», не уступающие по своим параметрам зарубежным аналогам.

В 2001 году был разработан и запущен в производство гидрофицированный буровой станок СБШ-160/200-40.

В 2003 году создан тяжелый буровой станок каркасно-платформенного типа СБШ-250МНА-32КП, предназначенный для бурения скважин диаметром 250-270мм в особо сложных горно-геологических условиях.

5 января 2004 года  директор Анатолий Николаевич Чекменёв становится Президентом  компании «Рудгормаш».

В 2006 году предприятие изготовило первый в России буровой станок с дизельным приводом СБШ-160/200-40Д. Освоено производство вакуум-фильтров ДОО-80.

Сегодня завод «Рудгормаш» - это динамично развивающееся производство, постоянно обновляющее линейку оборудования, а также являющееся единственным комплексным поставщиком оборудования для горнорудной отрасли.

Предприятие сегодня располагается на площади 57,7 га.

Промышленная площадка представлена заготовительным, механо - обрабатывающим, сварочным, литейным, кузнечно-прессовым, гальваническим, сборочным производством в количестве более 250 единиц.

Награды завода

В 1972 году завод был награжден дипломом ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за высокие показатели, достигнутые во Всесоюзном  смотре использования резервов производства и режима экономии. В последующие годы завод получает награды одну за другой - дип­лом победителя смотра по повышению культуры производства, диплом второй степени Выставки достижений народного хозяйст­ва, диплом обкома партии и облисполкома за оказание шефской помощи селу.

В 1992 году  завод получает престижную международную награду за качество продукции — Арку Европы «Золотая Звезда».

В 2001 году ОАО «Рудгормаш» стало победителем конкурсной программы Всероссийского инвестиционного форума «Золотой запас отечества - 2001», за высокую финансовую эффективность и вклад в развитие экономического потенциала России награждено высшей наградой форума – Гран-при «Золотое Руно».

В 2001 году Администрация области в благодарственном письме выразила  признательность коллективу Рудгормаш за работу в установлении и развитии экономических и культурных связей между нашей областью и иностранными государствами и предприятиями.

В 2002 году продукция «Рудгормаша»  стала Лауреатом конкурса «100 лучших товаров России». Основные изделия предприятия — буровой станок СБШ-250 МНА-32 признан Лауреатом конкурса, а вагон шахтный самоходный 5ВС 15М награжден дипломом конкурса.

В 2019 году – завод награжден общероссийской общественной премией «Национальное величие» в номинации «Надежный партнер»

В 2021 году состоялось торжественное мероприятие по вручению коллективу завода «Рудгормаш» Почётного знамени Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России», а также высшую награду организации – Почётный знак отличия «Трудовая доблесть России» и Диплом за активное участие в судьбе Родины, особые заслуги в труде, патриотизм и ратный труд во славу России.

Рынки сбыта продукции: Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Грузия, Азербайджан, а также страны дальнего зарубежья (Индия, Монголия, Вьетнам). Потребители: предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых для отраслей черной и цветной металлургии, нерудных материалов, минеральных удобрений, угольной, алмазной и золотодобывающей промышленности.

Крупнейшие заказчики нашей продукции:

Алроса, Байкальская горная компания, Востсибуголь Компания, Евраз Качканарский ГОК 

ЕвразХолдинг, Еврохим, Карельский окатыш, Кузбассразрезуголь, Лебединский ГОК, Магнитогорский металлургический комбинат, Металлоинвест УК , Мечел , Михайловский ГОК , Павловск Неруд, Уралкалий, РУСАЛ, Стойленский ГОК, Якутуголь, Южный Кузбасс и другие.

Социальная деятельность:

Организация военно-исторического мемориала «Легендарное Оружие Победы»- строительство храма на территории предприятия

  • поддержка детей
  • поддержка ветеранов
  • служебный транспорт для сотрудников
  • содержание и развитие музея Рудгормаш
  • развитие кадрового потенциала
  • помощь молодым специалистам

Развитие предприятия:

  • модернизация механообрабатывающего, термообрабатывающего,  листообрабатывающего и литейного производства с объемом инвестиций до 1 млрд.руб;
  • проведение НИОКР и реализация комплексного инвестиционного проекта «Разработка и производство новых дизель-гидравлических буровых станков типа СБШ» в рамках Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 №1312;
  • создание индустриального парка «Рудгормаш»;
  • внедрение энергосберегающих технологий; 
  • развитие  ассоциации промышленных предприятий «Машмет», где «Рудгормаш»- головное предприятие 
  • участие в пилотном национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости».
  • вступление в «Евразийскую технологическую платформу" по направлению «Промышленность»
  • вступление в ассоциацию недропользователей ЦЧР
  • состоим в НП «Горнопромышленники Росcии»

Миссия компании «Рудгормаш»: 

Мы создаем современный машиностроительный завод, который осуществляет мечту русских промышленников- производить лучшую в мире технику, обеспечивать сервисное обслуживание для горно-рудной промышленности России и  приумножая ее мощь.

Идеология компании «Рудгормаш»:

Система ценностей  базируется на отношении к людям. Преемственность  поколений свидетельствует об огромном потенциале развития и эффективности коллективного труда.

Общая площадь завода Рудгормаш: 57,7 га.

Основные цеха: промышленная площадка представлена заготовительным, механо- обрабатывающим, сварочным, литейным, кузнечно-прессовым, гальваническим, сборочным производством, площадь производственных подразделений 104 165 кв.м.

Технологическое оборудование: производство располагает широким набором металлорежущего оборудования, кузнечно-прессовых машин, испытательным оборудованием и специальным оборудованием технологического назначения в количестве более 250 единиц.

 

Не профильное участие завода в жизни г.Воронежа.

С 1949 по 1999- строительство жилья для сотрудников, это квартирные дома  общежития

в 1966 году в селе Осетровка Верхнемамонского района построены мастерские по ремонту техники

в конце 1966 в селе Гороховка колхоза «Авангард»  Верхнемамонского района были полностью модернизированы мастерские

в этом же году возле села Костенки Хохольского района построена турбаза «Дон»

в 1968 году на берегу Азовского моря построена база «Азов»

В 1980-1981 годах организован учебный центр  по подготовке механизаторов сельского хозяйства

В 1986-1988 годах построено 27 жлых дома в колхозах «Красная звезда» и «Дружба»

В это же время в колхозах Верхнехавского района построено 12 сенохранилищ

2003 г. — из чугуна отлита скульптура быка для племпредприятия «Воронежское», Воронежской области[4]. Бы отливали на заводе «Рудгормаш».Отливали быка  по частям. Работа заняла целый год. В итоге получилось 14 фрагментов, которые скрепили между собой болтами и сваркой. В конце работы чугунного гиганта отполировали.

2005 г. — отлиты 6 колоколов для храма святых апостолов Петра и Павла в поселке Масловка, Воронежской области[5].

Ежедневно на церкви в Масловке звонят отлитые «Рудгормашем» колокола, и каждый день прихожане молятся о здоровье всех заводчан

«Рудгормаш» помогает не только храму в Масловке. В ноябре 2011 года А.Н. Чекменёв, президент компании «Рудгормаш», был награждён памятным знаком Воронежской и Борисоглебской епархии за значительный вклад в строительство Благовещенского кафедрального собора. На фото — освящение колоколов, отлитых «Рудгормашем». Второй слева — митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, в центре — А.Н. Чекменёв

2014 г. Корабль "Гото Предестинация" (Предвидение Божие), корабль был построен когда-то по личным чертежам Петра Великого, на верфи Воронежа, принимал участие в Азовском походе.
Схемы и чертежи корабля найти не удалось, поэтому его пришлось восстанавливать по описаниям и старинным изображениям из государственного архива. Специально для этого проекта в Воронеже на заводе «Рудгормаш» были отлиты точные копии 58 чугунных орудий и именной корабельный колокол.

  • Ремонт дорожного покрытия по ул. Менделеева, Ростовской, Чебышева, Волжской, Новосибирской,
  • участвовал в ремонте железнодорожного переезда у рынка «Машмет».
  • Завод оказал содействия в ремонте дорог ул. Солдатское Поле, Горняков (пос. Масловка) и в монтировании освещения дороги вокруг «БАМа»,
  • полностью помог оформить купола крыши областного театра кукол 
  • установить новые кресла для зрителей на стадион «Труд».
  • оснащение тренировочной площадки для Школы МВД.
  • завод «Рудгормаш» участвовал в строительстве православных церковных храмов в микрорайоне ВАИ и по ул. Новосибирской – для храма Петра и Павла в Масловке на «Рудгормаше» были отлиты 6 колоколов.          

© 2024 «Рудгормаш»
Все права на материалы сайта rudgormash.ru принадлежат компании «Рудгормаш».

Заказать звонок
Заказать консультацию