Совсем недавно наш президент выступил с заявлением о том, что в России необходимо «всемерно развивать промышленность» и «провести новую индустриализацию». Мысль эта не нова, о необходимости модернизации производства говорится уже довольно давно.
И определенные результаты уже достигнуты. Но проблем остается немало.
И связаны они, в основном, с тем, что сегодня, к сожалению, не существует четко сформулированной, комплексной, продуманной государственной политики в промышленной отрасли.
Чтобы там не говорил в свое время господин Гайдар о том, что рынок сам отрегулирует экономику, государство обязательно должно принимать участие в этом. Для того оно и существует – чтобы направлять, координировать как внутренние процессы, так и взаимоотношения с внешними контрагентами. На сегодняшний момент у нас нет четкого плана действий, рассчитанного на долгосрочную перспективу. А ведь стратегическое планирование - это первый шаг, именно с этого нужно начинать. Тут необходимо масштабное, макроэкономическое мышление, серьезная аналитическая работа.
Мне хотелось бы рассказать о своем видении сложившейся ситуации в промышленности.
Начну, пожалуй, с примеров. Воронежский «Видеофон» в советское время был одним из крупнейших предприятий, производил замечательные кинескопы. Настоящее наукоемкое производство. Гордость земли Воронежской. А что происходит с заводом сейчас? Один из цехов переоборудован российско-американской компанией под бутылочное (!) производство, на месте другого – автомобильная стоянка. Предприятие фактически «рассыпалось». И о каком, извините, эффективном менеджменте здесь может идти речь!?
Еще один пример – авиационный завод, который сейчас переживает далеко не лучшие времена. Что не удивительно, на самом деле. Ведь авиация – это как раз та отрасль, которая обязательно должна контролироваться на государственном уровне. Вот только государство сейчас не особенно заинтересованно в поддержке отечественных авиационных предприятий, предпочитая для нужд гражданской авиации закупать самолеты зарубежных производителей. Какая судьба, в сложившейся ситуации, ждет ВАСО? В лучшем случае – превращение в авиаремонтный завод, в худшем – переход на производство каких-нибудь агрегатов. А чего ещё можно ожидать, если нет заинтересованности в развитии предприятия, нет поддержки?
А что делать людям, потерявшим в результате банкротства предприятий работу и средства к существованию? Ведь они фактически оказываются на «обочине» жизни. В Воронеж в конце 80-х годов в промышленности работало порядка 270 тысяч человек. Сегодня же – менее 70 тысяч человек! Кто же ответит перед людьми и совестью (если о ее наличии ещё можно говорить) за изувеченные судьбы работников разорившихся заводов и членов из семей?
И таких примеров тысячи по всей стране. Что делать в сложившейся ситуации?
Повторюсь – проблема в том, что у нас нет комплексной стратегии развития промышленности, нет видения на перспективу.
А начать нужно с обычных исследований - определить, какие виды/объемы продукции экономически выгодно производить в условиях определенной географической зоны. К примеру, в Центральном федеральном округе. Другими словами, нужно составить технологическую схему того или иного региона. Учесть при этом транспортную структуру, соотношение различных производств, логистические цепочки. Развитию рыночных отношений это никак не помешает, «невидимая рука рынка» все равно отберет наиболее успешных игроков. А вот избежать необдуманных решений поможет. Потому что страшно видеть, как некогда процветающие предприятия банкротятся. Ведь нельзя развивать только «актуальные» на данном этапе отрасли промышленности (я имею ввиду сырьевые, обрабатывающие и инфраструктурные (транспортные сети) отрасли). Сегодня наукоемкое производство как никогда нуждается в государственной поддержке. И если мы не хотим потерять и то, что имеем сейчас, действовать промышленникам и государству нужно совместно и эффективный менеджмент внедрять не на словах, а на деле.